Читальный зал отдела рукописей (Румянцевский зал) не работает до особого распоряжения.

29 декабря (санитарный день) и далее с 31 декабря по 8 января Библиотека будет закрыта.

9 и 10 января читальные залы работают в обычные часы.

В расписание читального зала РГБ в ЕМиЦТ в декабре и январе внесены изменения. Подробнее

Библиотека будет закрыта 29 декабря, далее с 31 декабря по 8 января. Подробнее
Спросите библиотекаря

Библиотечный манеж: новогоднее представление в нескольких фигурах

25 декабря 2025 года

Дорогие читатели и коллеги! В преддверии Нового года наш проект «Хранители Ленинки» приглашает вас на необычное представление. Самые яркие символы года из фондов Российской государственной библиотеки ждут вас не где-нибудь, а... в манеже!


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Наш манеж — совсем не тот, который вы представили. Это не цирковой круг диаметром 13 метров. Это прямоугольный манеж для выездки лошадей — пространство для тонкой работы, настоящего искусства, где каждое движение имеет своё название и скрытый смысл.

У его порога уже замер Год Лошади, готовый отбить такт нетерпеливым копытом и показать свои самые красивые фигуры. Мы начинаем!


ФИГУРА ПЕРВАЯ: КАПРИОЛЬ
Музей книги

  • «Королевская астрономия» (Ингольштадт, 1540 год). Автор — Петер Апиан. Фрагмент иллюстрации
    Petrus Apianus. Astronomicum Caesareum. Factum et actum Ingolstadii : in aedibus nostris, 1540
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • «Королевская астрономия». Вольвелла — подвижная иллюстрация для расчётов и вычислений — с картой созвездий
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • «Королевская астрономия». Фрагмент переплёта
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Каприоль — самый зрелищный прыжок в высшей школе верховой езды, когда лошадь, собравшись, взмывает в воздух с места.

На нашем манеже — Пегас с гравюр «Королевской астрономии», трактата Петера Апиана, изданного в 1540 году. Небесный скакун замер в фигуре, стилизованной под прыжок‑каприоль.

Здесь, в Музее книги, конь сбрасывает земные оковы. Его каприоль — не просто мифологический сюжет, а точное указание на высоту, с которой стоит смотреть в будущее. Такой старт не случаен: крылатый конь олицетворяет силу, побуждающую человека искать новые пути и покорять новые высоты. Ведь Новый год, как и вдохновение, начинается с такого взлёта.


ФИГУРА ВТОРАЯ: ПА-ДЕ-ДЕ
Отдел изоизданий


На кондитерской обёртке конфет «Детская забава» фабрики «Жорж Борман» изображён мальчик на лошадке с трубой. Санкт-Петербург, 1903
Открыть в электронной библиотеке РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Па-де-де — это конное представление с участием двух лошадей. Они под музыку выполняют элементы выездки, зеркально отражая друг друга.

На манеже — изящное па-де-де из отдела изоизданий. Можно даже сказать — сладкое, ведь оно застыло на конфетной обёртке. Вы скажете, что па-де-де — фигура парная, а лошадка одна? Но в этом дуэте участвуют мастер-кондитер и его фантазия! Именно их танец мы видим на фантиках от конфет начала ХХ века. Жорж Борман, владелец кондитерских фабрик, славившихся сладостями, создавал целые серии обёрток и упаковок. Эти миниатюрные произведения искусства становились предметом коллекционирования и азартного обмена для детей того времени.

Конфета из серии «Детская забава» была съедена, вероятно, ещё в 1903 году, но ощущение праздника, запечатанное в бумаге, оказалось удивительно долговечным. Получается, ощущения тоже можно сохранить — в сахаре, в бумаге, а в нашем случае в библиотечных фондах, где время течёт иначе.


ФИГУРА ТРЕТЬЯ: ВОЛЬТ
Отдел нотных изданий и звукозаписей

  • Грампластинка со сказкой Петра Ершова «Конёк-Горбунок» в начитке Олега Табакова (1981), из серии «Сказка за сказкой»
    Заказать в электронном каталоге РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Ноты музыки Евгения Крылатова к фильму «Чародеи» (Челябинск, 2004)
    Заказать в электронном каталоге РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Детский журнал «Колобок» с пластинками. Разворот новогоднего номера
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Номера журнала «Колобок» разных лет
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Картотека в отделе нотных изданий и звукозаписей
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Страница нотного издания «Песни» Александра Журбина (Москва, 1989)
    Заказать в электронном каталоге РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Грампластинка с записью инсценировки русской народной сказки «Сивка-Бурка»
    Заказать в электронном каталоге РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Грампластинки в отделе нотных изданий и звукозаписей
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Вольт — одна из самых важных, но сложных манежных фигур. Это круг заданного диаметра, который лошадь описывает под управлением всадника.

Эта фигура возникает там, где царит особая геометрия. В выездке вольт — это круг, а в отделе нотных изданий и звукозаписей его идеальное воплощение — конечно, грампластинка!

Музыкальная лошадка отправляется в путь из мира детства — из сказок «Конёк‑Горбунок» и «Сивка‑Бурка», из журнала «Колобок» с его гибкими пластинками и девизом «Слушай пластинку — смотри картинку». Затем она ускоряет скок в популярных песнях «Три белых коня» и «Лошадка‑жизнь» и выходит на финишную прямую классических произведений Гайдна, Верди, Телемана, где на обложках грампластинок изображены прекрасные породистые кони.

И вот уже в музыкальном вольте стук копыт становится ритмом, а движение — музыкой, чтобы зарядить нас энергией на целый год.


ФИГУРА ЧЕТВЁРТАЯ: ПАССАЖ
Центр восточной литературы

  • Акисато Рито. Описание столичного города Киото. 1787
    Фрагмент страницы
    Шифр: 3В 3-13/26
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • «Описание столичного города Киото». Фрагмент страницы
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фрагмент страницы издания «Тысяча и одна ночь» (Тегеран, 1859)
    Шифр: 3В 17-16/10
    Фрагмент страницы
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фирдоуси. Шахнаме. Тавриз, 1858
    Фрагмент иллюстрации
    Открыть в Национальной электронной библиотеке
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • «Шахнаме». Фрагмент иллюстрации
    Открыть в Национальной электронной библиотеке
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • «Шахнаме». Фрагмент иллюстрации
    Открыть в Национальной электронной библиотеке
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фрагмент страницы издания «Японское изобразительное искусство» (1972)
    Шифр: 3В 3-III/9
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фрагмент страницы издания «Японское изобразительное искусство»
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Монгольская народная сказка «Сухо и белая лошадь» в пересказе Оцука Юдзо, на японском языке (Токио, 1985)
    Иллюстрация
    Заказать в электронном каталоге РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • «Сухо и белая лошадь». Фрагмент обложки
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Пассаж — особенный, торжественный и красивый шаг лошади, она движется словно в замедленной съёмке, с большим напряжением и силой.

В манеже появляется конь, движение которого — пассаж: отточенный, ритмичный, полный внутренней силы и невероятной гибкости. Именно так изображают коня на страницах восточных рукописей и книг в Центре восточной литературы.

В культуре Востока конь стал многовековым символом мудрости, силы, дружбы и верности. В его устойчивом шаге читается упорство, в посадке всадника — отвага и честь, а в самом их союзе — взаимное доверие и поддержка.

Этот конь не спешит. Его пассаж — напоминание о том, что главное на долгом пути не скорость, а надёжность и достоинство. Они никогда не подводят.


ФИГУРА ПЯТАЯ: ПИАФФЕ
Отдел рукописей

Пиаффе — это очень собранная, ритмичная рысь на месте. Это высшее проявление силы, баланса и гармонии в выездке. Красота пиаффе — не только в зрелищности, но и в глубоком внутреннем смысле.

Кони из отдела рукописей показывают нам именно такую фигуру. Прекрасное благородное животное предстаёт то маленьким знаком на полях «Годуновской псалтири», то частью исторического полотна в «Сказании о Мамаевом побоище», то отдельным рисунком. Ему необязательно быть в центре внимания, однако в любом манускрипте, на любом рисунке он взгляд притягивает и больше не отпускает.

Здесь конь — не главный герой, не символ, не аллегория, а друг и спутник. Он сопровождает человека и напоминает, что история, частная жизнь и свободный бег мысли всегда идут рядом и оставляют след на полях реальности.


ФИГУРА ШЕСТАЯ: СЕРПАНТИН
Отдел картографических изданий

Серпантин — это плавная змейка из нескольких одинаковых полукругов, которую лошадь проходит, ритмично меняя направление.

Серпантин — для самых внимательных. Для коня из отдела картографических изданий манежем служит вся земля, нанесённая на карты. Проследим его путь. Вот он позирует на полях «Учебного атласа всеобщей географии». Прячется в орнаменте «Географического атласа Карла Фогеля». Замер на «Наглядной карте Европейской России» у Вятки и Самары. А в «Атласе звёздного неба» он взмывает вверх, становясь созвездием на небесной карте, — здесь его бег отпечатан на картоне, и если поднести лист к свету, звёзды засияют на просвет.

Следуя по картографическому серпантину, мы видим главное: конь может стать загадкой, символом и точкой отсчёта на пути к звёздам. Но чтобы пройти этот путь, нужна не только карта, но терпение и упорство.


ФИГУРА СЕДЬМАЯ: ШАГ
Отдел диссертаций

  • В. А. Рашек. Экология кулана и его акклиматизация на острове Барса-Кельмес. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата биологических наук. Москва, 1966
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • В. А. Рашек. Экология кулана и его акклиматизация на острове Барса-Кельмес. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата биологических наук. Москва, 1966
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • В. А. Рашек. Экология кулана и его акклиматизация на острове Барса-Кельмес. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата биологических наук. Москва, 1966
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • В. А. Рашек. Экология кулана и его акклиматизация на острове Барса-Кельмес. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата биологических наук. Москва, 1966
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • В. А. Рашек. Экология кулана и его акклиматизация на острове Барса-Кельмес. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата биологических наук. Москва, 1966
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • В. А. Рашек. Экология кулана и его акклиматизация на острове Барса-Кельмес. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата биологических наук. Москва, 1966
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • А. А. Николаева. Современное состояние и перспективы развития першеронской породы лошадей в России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата сельскохозяйственных наук. ВНИИК, 1996
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • А. А. Николаева. Современное состояние и перспективы развития першеронской породы лошадей в России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата сельскохозяйственных наук. ВНИИК, 1996
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • А. А. Николаева. Современное состояние и перспективы развития першеронской породы лошадей в России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата сельскохозяйственных наук. ВНИИК, 1996
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • А. А. Николаева. Современное состояние и перспективы развития першеронской породы лошадей в России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата сельскохозяйственных наук. ВНИИК, 1996
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Шаг — это движение в четыре такта: лошадь перемещает свои ноги в строгом порядке. Это фундаментальное и самое основополагающее движение, которое служит мерилом уравновешенности и естественного баланса всей работы лошади.

В отделе диссертаций конь олицетворяет настоящую фундаментальность. Он не мчится и не исполняет прыжки — он уверенно и упорядоченно движется вперёд. Для науки одинаково важны и устойчивые першероны, и дикие, осваивающие новые земли куланы, и развитие разных пород лошадей. Каждая страница научных трудов, сберегаемых в отделе, — шаг вглубь, а не вширь.

Красота этой работы — в её подлинности, оригинальности и результативности: именно в том, что так необходимо для каждого исследования.


ФИГУРА ВОСЬМАЯ: ВОЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Основной фонд

Основной фонд Ленинки не исполняет одну фигуру. Он огромен и бесконечно разнообразен, это целая вольная композиция, калейдоскоп образов! Здесь найдутся атласы анатомии лошадей и их пород, альбомы силуэтов и гравюр, руководства по выездке и ветеринарии. Здесь лошадь разобрали на детали и собрали заново, нарисовали целиком и по частям, в профиль и анфас, вылечили и запрягли.

Но наш взгляд притягивают и детские книжки. Вспомните, как взгляд ребёнка останавливается на картинке и происходит самая первая и важная вещь — ребёнок листает страницы и говорит: «Мама, смотри, — лошадка!».

И этот детский восторг мы запоминаем на всю жизнь.


ПИРУЭТ
От автора

  • Софья Прокофьева. Не буду просить прощения (Москва, 1968)
    Художник — Давид Хайкин
    Заказать в электронном каталоге РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Софья Прокофьева. Не буду просить прощения
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Софья Прокофьева. Не буду просить прощения
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Софья Прокофьева. Не буду просить прощения
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Софья Прокофьева. Не буду просить прощения
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Софья Прокофьева. Не буду просить прощения
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Пируэт в выездке — высший элемент манежной работы, при котором лошадь, собравшись, поворачивается на 360 градусов вокруг своей задней ноги, служащей осью вращения.

Книгу эту я помню с детства. Это история о мальчике, который так хотел лошадь-качалку, что поссорился с мамой и убежал из дома. И случилось страшное: в город пришли Великие холода. Конечно, закончилось всё хорошо — добрый волшебник помог мальчику подружиться с живой лошадью, помириться с мамой, и в награду за это примирение живая лошадь превратилась в качалку из мечты и поселилась у него дома.

Иногда мне кажется, что наша библиотека и есть такой волшебник. Читатель приносит нам свою лошадь-качалку — мысль, вопрос, полузабытую мечту — а сотрудники библиотеки находят для неё страницу, карту, рисунок или ноту. И тогда знание, стоящее на полке, откликается, становится живым и тёплым. Чтобы не приходили холода.

Дорогие друзья, читатели и коллеги! Пусть в Новом году каждый из вас найдёт свою лошадь-качалку — дело мечты, вдохновляющую книгу, любимое хобби — и превратит её в настоящего скакуна, который помчит вас к вашим целям. И пусть в ваших домах и сердцах всегда будет тепло.


«Не буду просить прощения». Разворот
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Проект «Хранители Ленинки рассказывают» посвящён памяти Марины Владимировны Честных.

Текст: Мария Говтвань


Благодарность

От всей души благодарим заведующую научно-исследовательским отделом редких книг (Музеем книги) Джамилю Рамазанову, заведующую отделом изоизданий Любовь Родионову, заведующую отделом нотных изданий и звукозаписей Аллу Семенюк, заведующую Центром восточной литературы Марину Меланьину, заведующего сектором организации социокультурной деятельности ЦВЛ Даниила Огнева, заведующую отделом рукописей Евгению Вишневскую, главного архивиста сектора хранения, выдачи и учёта фонда рукописей Анну Родионову, заместителя заведующего отделом рукописей Яниса Калниньша, ведущего библиотекаря сектора формирования электронных ресурсов фонда рукописей Марию Татаркину, заведующего отделом картографических изданий Артёма Журавлёва, заведующую отделом диссертаций Ирину Сакирко, главного хранителя фондов Наталью Копылову и главного библиотекаря отдела хранения основных фондов Елену Иовчеву — за помощь и предоставление изданий для этого материала.
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться